logo
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Башкортостан
Средний специальный музыкальный колледж

Режим и график работы:
Двухсменный режим, шестидневная учебная неделя.
График работы колледжа
Учебный корпус: Пн. - Сб. 08.00-21.00
Администрация колледжа: Пн. – Пт., 9.00-18.00, перерыв на обед 13.00-14.00
График учебных занятий - в соответствии с расписанием учебных занятий
Выходной день – воскресенье.

Три вопроса по поводу одного конкурса «Откуда растут «Юные таланты»?»

10.02.2015

Дело в том, что конкурс этот начинал свою историю ровно четырнадцать лет назад. Тогда, в «дебютном» 2000-м году,  он проводился на базе ССМК  и  был заявлен как сугубо академический, то есть на условной сцене конкурса состязались только пианисты и струнники.  У его, как принято говорить, «истоков» стояли такие светила фортепианного исполнительства и педагогики России, как Сергей Доренский и Александр Скавронский. Одни только эти имена способны были привлечь к новому детскому конкурсу в Уфе подрастающее поколение  музыкантов со всей России, включая представителей сильнейших школ Москвы и Новосибирска. В обойме оказались только большие города, поскольку главная особенность «Юных талантов» как уфимского начинания – допуск к участию только воспитанников специальных школ при консерваториях или колледжей, имеющих самостоятельный статус. Одним словом, конкурс охватывал лишь тех, кто обучается музыке профессионально, а не просто «для души», и это сразу повышало  планку состязания на несколько пунктов.

Спустя три года прошел второй конкурс, но уже не столь торжественно. После этого о «Юных талантах» только ностальгически вздыхали: конкурс сошел со сцены на долгие  11 лет. И вот, наконец, после длительного периода хлопот, переговоров и приготовлений, форум  был возобновлен. На той же базе ССМК, на тех же условиях, однако с одним существенным  дополнением к прежней модели.
Третий Всероссийский конкурс «Юные таланты» проводился уже не в двух, как ранее, а в четырех основных номинациях. Кроме пианистов и струнников к нему присоединились духовики и народники.  Как и прежде, тон конкурсу задавали приглашенные профессора – члены жюри. Достаточно назвать таких известнейших виртуозов, которых давно и хорошо знают уфимцы, как Евгений Михайлов ( Заслуженный артист РФ, профессор Казанской консерватории им. Н.Жиганова, фортепиано), Александр Тростянский ( Заслуженный артист РФ, профессор Московской  консерватории им. П.Чайковского, скрипка), Шаукат Амиров ( Народный артист РФ, профессор Уральской консерватории, балалайка), Александр Цыганков ( Народный артист РФ, профессор РАМ им. Гнесиных, домра). Впервые к нам приехали двое мэтров из Санкт-Петербурга:  замечательный валторнист  Мариинского театра Алексей Позин и профессор консерватории им. Римского-Корсакова , Заслуженный артист РФ Валерьян Вишневский. Музыканты проживали  пять конкурсных дней чрезвычайно напряженно. После ежедневных прослушиваний в два тура,  вечерами  эти артисты звездного масштаба давали  незабываемые концерты   в Шаляпинском зале, на сцене ССМК и в Малом зале БГФ.
«Чем красна лауреатства цена?» 

Думаете, денежными премиями?  А вот и нет, хотя премии тоже важны для тех, кто принимает решение поехать или не поехать на конкурс  в  другой город.  Кстати, премии получали только занявшие первые места, и таких было немало – целых 16 человек, и каждый забрал свой конвертик с 5 тысячами рублей, что для ребенка совсем неплохая мотивация. Но гораздо важнее другое. Чем больше  у тебя конкурентов, чем они сильнее, тем более значима твоя победа. И как же обстояло дело с этой «ценой» на «Юных талантах»-2014?  По-разному. Вот, скажем, у пианистов их не было совсем, так что   в этой группе состоялся не всероссийский, а, фактически, внутришкольный  конкурс, или, как говорят на кулуарном языке – «междусобойчик».  Причины называют чисто объективные – совпадение уфимского форума с другими не менее значимыми в Новосибирске и в Москве, куда устремился весь возможный пианистический контингент. В результате нашему признанному фортепианному лидеру  Тимофею Владимирову практически никто не сумел составить достойное соперничество, а открытия выпали лишь на долю младшей возрастной группы, где бойко заявила о себе третьеклассница Ирина Галеева  и совершенно очаровала  публику шестилетняя Полина Домрачева.
Зато в других группах все было «по –взрослому». Целый десант прекрасных  исполнителей на духовых, струнных и народных инструментах  разместился на конкурсных площадках, где тут же воцарился дух спортивного азарта. Это были в самом деле юные профессионалы, которых хотелось «искупать» в аплодисментах и комплиментах . Прекрасная виолончелистка Валерия Рупасова, тонкая и техничная пертуссионистка Мария Дзюба, флейтист Владислав Прядкин – самый младший из уральской команды, удививший проникновенным исполнением  «Вокализа» Рахманинова в эдакие юные лета. Но более других, пожалуй, запомнилась 15-летняя Елизавета Каптикова, игравшая на 4-х струнной домре концерты Баха и Вивальди  так, как будто в ее руках была и не домра вовсе, а какой-то на порядок более звучный и мощный инструмент..

Казанцы тоже не подкачали, явив уфимцам своих  отменных духовиков – кларнетиста Петра Чередничеко,  тубиста Андрея Щербакова, виртуозную скрипачку Александру Вайссбеккер…. И как же на этом «гостевом  фоне» выглядели «хозяева поля»?

Играть или выигрывать?

Из 90 участников безусловными победителями стали 17. Среди  них уфимцев – девять, то есть больше половины. Члены жюри  уверяют, что ничто не мешало им судить честно и принципиально, а значит качество этих девяти побед и в самом деле – высокое.   Двоим из этих уфимских вундеркиндов, на глазах превращающимся в артистов, «Рампа» уже посвящала свои развороты. Это пианист Т.Владимиров и скрипачка А.Мамяшева. Два года назад в наших краях появилась  талантливая девочка-подросток  Софья Бабкина. Теперь она –  наш главный «козырь» по части домры. Балалаечник Жалимов Амир  приехал к нам чуть больше года назад – Уфу ему посоветовали знатоки. Ныне Амир – наша общая радость. Если он захотел бы дать сольный концерт, не сомневаюсь в аншлаге. Янбулат Зулькарнаев – единственный, кто вместо денежной премии удостоился ценнейшего подарка – от Фонда  Фридриха Липса ( Москва) ему вручили баян «Юпитер»!(Тут уж, без сомнений, сыграли роль личные связи руководителя проекта, первоклассного баяниста Р.С. Рахмангулова ). Наконец, отличились в этот раз наши кларнетисты, сразу двое получили высшие награды – Марат Залаутдинов и Данил Раупов.
И еще – пару слов о педагогах и концертмейстерах, без которых не было бы ни побед, ни конкурса.  Так вот они – «тренеры» наших первых: профессор УГАИ им. Исмагилова, Заслуженный деятель искусств РБ  И.М.Султанов ( кларнет), Заслуженные работники культуры РБ Т.Ю.Погодина, В.И.Старикова,  М.К.Сафин, Л.Р.Ястребова, Л.Г.Ишбулатов, Л.А.Ахметшина, замечательные пианисты Г.Ф.Валиуллина, С.А.Дукачев и многие другие…. Все они с подлинным артистизмом трудятся в ССМК – «фабрике звезд», на базе которой и был  воплощен этот проект, вполне оправдавший свой статус «всероссийского». Во время Закрытия все приезжие музыканты – члены судейской коллегии – дружно высказались за продолжение конкурса. Удивительно, но Уфа на сегодняшний день оказалась единственным городом страны, собравшим со всей России в своей главной «кузнице талантов»  – ССМК – юных музыкальных профи, блестяще играющих на столь разных инструментах. И при всей своей нелюбви к неистовой конкурсомании наших дней,  внесу-ка и я свои «пять копеек» в эту мелодию оптимизма, закончив знаменитой битловской фразой: «Let it be»…