logo
Государственное бюджетное профессиональное учреждение Республики Башкортостан
Средний специальный музыкальный колледж

Режим и график работы:
Двухсменный режим, шестидневная учебная неделя.
График работы колледжа
Учебный корпус: Пн. - Сб. 08.00-21.00
Администрация колледжа: Пн. – Пт., 9.00-18.00, перерыв на обед 13.00-14.00
График учебных занятий - в соответствии с расписанием учебных занятий
Выходной день – воскресенье.

Всевышний, Родитель, Учитель…

10.02.2015

Ли Сион – юная музыкантша из Южной Кореи. Сейчас ей тринадцать. С пяти лет  она занимается в Среднем специальном музыкальном колледже. Каждый год с сентября по июнь  живет в Уфе вместе с мамой Кен Хи. И только лето проводит в родном городе Годже. За все время существования колледжа – а в прошлом году он отметил свое сорокалетие – это всего лишь второй случай обучения в ССМК иностранных детей. А с такого нежного возраста – и вовсе первый и единственный. Уже в девять лет Ли Сион солировала в Малом зале БГФ, через год играла Концерт И.С.Баха с Камерным оркестром ССМК и Ростовским симфоническим в городе Волгодонске. А теперь ей тринадцать, позади не один десяток звучных лауреатских титулов, а нынешней зимой Сион привезла звание «абсолютного победителя» с австрийского конкурса имени Й.Гайдна в Вене. Сопровождала девочку в дальней поездке Валентина Ивановна Старикова, ее педагог.
Они вместе уже больше семи лет, и, возможно,  именно Старикова явилась причиной  необычного решения корейской супружеской четы обучать дочь музыке не в Лондоне, не в Cеуле и не в Москве, а именно в нашем городе. За эти годы Старикова лишь однажды побывала в Южной Корее и была безмерно удивлена тем, как относятся там к педагогам. Набожные корейцы особо почитают Всевышнего, потом – родителей, а следующий «по ранжиру» – Учитель.

***

 

– Что бы вы сделали, если б вдруг завтра вас объявили наследницей многомиллионного состояния? Бросили бы своих учеников?  Устроили бы себе райскую жизнь?
Старикова радостно улыбается. У нее чудесная улыбка – обаятельная, лучистая, молодая, чуть лукавая. Как будто и правда внезапно разбогатела:

– Я бы купила рояль. Нет, много роялей для всех своих учеников! И отправилась бы с ними путешествовать по миру!
Да полно, Валентина Ивановна!  Рояли и так стоят в ССМК, вполне себе доступные.  А путешествия…Да пальцев обеих рук  не хватит, чтобы перечислить все страны, где вы бывали с учениками на концертах и конкурсах. Франция, Германия, Польша, Дания, Швеция, Венгрия, Индия, Южная Корея, Япония…  Выходит,  Стариковой и мечтать-то не о чем, ее ученики – вот богатство. За 45 лет учительства – три поколения, и большая их часть теперь – коллеги и друзья. Каждый ученик – отдельная история. Ее обожают, к ней стремятся, ее знают все музыканты Уфы, ей звонят из Германии и Нью-Йорка и по часу-полтора держат у трубки, для нее выкладывают видеозаписи своих исполнений на YouTube и с трепетом ждут ее мнения с далеких точек планеты. Она – нарасхват, работает в БГПУ им. Акмуллы и в ССМК. Журналисты наперебой пишут о ее успехах, размышляя о «феномене Стариковой».

*   *    *.

Валентина Ивановна – ученица таких знаменитых уфимских педагогов, как Ева Павловна Сеферова и Александр Давыдович Франк. Но первой и самой важной для нее учительницей была Маргарита Васильевна Шаталова. В годы войны она училась у великого Генриха Нейгауза  в Свердловской консерватории.  Шаталова сумела дать своей ученице  настоящую школу, благодаря  которой  Валя  играючи поступила в училище.
Позже в книге ее жизни нарисовалась довольно драматичная страница.  Московская консерватория с детства была предметом  сладких  грез.   Но  целевое направление дали в Гнесинку.   В Москве  Валя не выдержала соблазна и… завернула в МГК им. П.И.Чайковского. Сыграла, прошла коллоквиум, а перед трехголосным диктантом спасовала: в Уфе и двухголосных-то не писали. Привыкшая к похвалам и поощрениям, она  не могла допустить и мысли о том, чтобы плохо выглядеть на экзамене. Решила, что весь следующий год  посвятит подготовке, и уж тогда московские профессора увидят, на что способны уфимцы!  А через  год в Уфе открылся свой Институт искусств, и вопрос о направлении в Москву исчез с повестки дня естественным образом. Так она и осталась на всю жизнь «нашей», уфимской гордостью.

Старикова – парадоксальный человек. Если вы ей звоните утром – она бежит к ученикам, если звоните в обед – она занимается дополнительно, перекусывая на ходу. Если звоните поздно вечером – почти наверняка она окажется в концертном зале, где только затемно можно спокойно порепетировать.   По любому, вряд ли она будет в восторге от вашего звонка… Но  увидеть оперную премьеру, попасть на концерт заезжего гастролера, почитать книжную новинку, принять гостей – успевает непостижимым образом!…. В этой увлеченности и увлекаемости – большая часть ее женского и человеческого очарования…
–  У меня со второго класса не было выходных, – рассказывает Старикова.- Может, потому и не было, что мне слишком многое вокруг интересно. «Всеядность» частенько подводит.  Но с другой стороны, я и детей так воспитываю. Музыка не в клавишах,  а в голове и в сердце. И чем больше разных впечатлений, знаний, мыслей и чувств, тем  больше шансов у музыканта быть услышанным.

*  *   *

Для такого человека, как Старикова педагогика – то же материнство. Непрерывное взращивание  личности. Бесконечная ответственность. На вопрос, что она предпринимает, если контакт с учеником не сложился, она отвечает: «То же самое. Учу. Это от взрослого можно отказаться, отойти, отвернуться. С ребенком это не пройдет. Он еще растет, меняется. Детская психика не выносит отверженности, нелюбви. И поэтому я их никогда не бросаю. Ученик – это судьба, ее надо нести с честью». Видимо, родители корейской девочки Ли Сион учуяли это издалека, и для их дочери Старикова в этом самом ряду: Всевышний, Родитель, Учитель.