Завершение рабочего сезона CCМК
В этом мероприятии всегда присутствует нечто ритуальное. Зрители понимают, что надо “отчитаться” со всем усердием, показать “товар лицом” и терпеливо настраиваются на большой и подробный формат действа. Так бывало обычно и в Среднем специальном музыкальном колледже. Конец мая собирал для отчетника все оркестры, все ансамбли и солистов, которые особенно отличились в минувшем учебном году. В результате такое мощное завершение сезона превращалось в парад достижений, пестрый и довольно утомительный для зрителей. Но в этот раз отчетный концерт ССМК приятно удивил не только разумным сокращением своего объема, но и свежестью, неформальностью самого подхода организаторов к его проведению. Поистине, гости – это серьезная мотивация для любых хозяев, и приглашение на вечер в колледже представителей Микульта РБ безусловно сыграло положительную роль.
Ни для кого не секрет, что любой “продукт” следует преподносить потребителю в достойной упаковке. Последний год в ССМК показал, что этому фактору здесь стали придавать серьезное значение, стремясь приглашать для проведения наиболее видных концертов известного лектора, друга ССМК, музыковеда Викторию Симонову. Виктория Анатольевна – признанный мастер разговорного жанра, способный придать изящную и выразительную “оправу” любому выступлению. Грамотность, душевная и трогательная манера, всегда позитивный настрой и близкое знокомство буквально с каждым педагогом и со многими учениками, делают Симонову гарантом успеха любого концертного предприятия под брендом “ССМК”.
Еще один беспроигрышный “выстрел” заключительного фейерверка талантов ССМК – выступление скрипача Чингиза Ханнанова, который несколько лет учился в этом колледже, завершил образование в Москве и за рубежом, а теперь выступает изредка в Уфе, да так, что умудрился уже и звание заслужить. Чингиз – воплощение природного и приобретенного артистизма. На него приятно смотреть, за ним и его смычком хочется наблюдать, не отрываясь, а его исполнение пьесы Р.Щедрина “В подражание Альбенису” в дуэте с замечательной пианисткой Гульназ Валиуллиной произвело впечатление эффектного сюприза.
Когда учебный год подходит к концу, мы легко забываем все обычное, но лучшие музыкальные номера прошедшего сезона помним с благодарностью и гордостью. И повторяясь в “отчетнике”, они воспринимаются как концертные “бисы” на расстоянии. Я имею в виду два предпоследних номера – “Воронежские наигрыши” в исполнении титулованного Трио баянистов, где все трое – М.Сафин, Р.Хакимов, Р.Рахмангулов – педагоги ССМК, а один из них и вовсе директор. Бодрящий юмор, техническая свобода и заразительное веселье – в этом их “народническая” сила и самобытность. Пьеса А.Цыганкова со смешным названием “Мар дандя”, которую уже не первый раз виртуозно играла домристка Маша Кудрявцева, относит ее к тому же славному клану, как и оркестр русских народных инструментов под управлением Заслуженного работника культуры РБ М.Сафина, и Павла Орлова – неизменного победителя состязаний аккордеонистов.
Другой “бис на расстоянии” появился на завершающем этапе отчетного концерта благодаря памятному, на редкость успешному апрельскому проекту двух отделов – струнного и народного. Царственная виолончель осмелилась заключить “брачный союз” с простонародной балалайкой, но при этом никто не посмел даже заикнуться о “мезальянсе”! Все дело в том, что сосватать ансамбль виолончелистов и группу балалаечников решили талантливые энтузиасты-педагоги Лира Ястребова, Лариса Фасхитдинова и Гульназ Валиуллина. А роль “свадебного марша” сыграла “Фантазия на две русские народные темы” – искрометное эффектное сочинение в переложении упомянутых авторов того апрельского проекта. Удачным было и соединение этого “оркестра” с Брасс-квинтетом ( рук. Ф.Ф.Сафуанов), исполнившим пьесу “Бразилия” А.Барозо. Лаконичный, но сверкающий финал-апофеоз!
Большую часть концерта составили выступления юных солистов. В целом их номера позволяли создать некую картину состояния всех отделов колледжа. Двое отличных скрипачек А.Мамяшева и А.Гарипова, пианисты – виртуозы-лауреаты Д.Даутов и Т.Владимиров, а также начинающие “звездочки” И.Галеева и Е.Колесникова, ударные инструменты были представлены девятиклассником И.Гайзуллиным. Фантастический тембр виброфона вкупе с отличным исполнением пьесы А.Гомеза “Танец дождя” буквально заворожил публику. Следовало бы отдельно сказать о двух юных солистах, продемонстрировавших в 2013-14 учебном сезоне замечательный профессиональный рост и отмеченных в качестве лидеров выступления ССМК в Фестивале хоровой и симфонической музыки вместе с НСО РБ. Это 16-летняя скрипачка Анастасия Мамяшева, Бронзовый призер сразу двух Дельфийских игр в 2014-м году, Международных и Всероссийских, и фаготист Артур Абраров. Настя исполнила сложное глубокое по содержанию “Рондо” Д.Кабалевского, Артур – виртуозное “Скерцо” В.Купревича. Впечатляющий факт – почти все солисты, принявшие участие в итоговом концерте ССМК – стипендиаты Благотворительного фонда В.Спивакова.
Класс камерного ансамбля был представлен одним номером, где виолончелистка Алиса Якшидавлетова, пианистка Ляйсан Казакбаева и скрипач Вагэ Нарсесян исполнили в составе своего трио Этюд Сis-mollА. Скрябина, а Ансамбль скрипачей “Сулпылар” играл музыку И.Хисамутдинова, который работает в этом же колледже, без устали взращивая новое поколение композиторов.
Так завершился концертный сезон в Среднем специальном музыкальном колледже. Впрочем, завершился он только в рамках учебного заведения. Лето для музыкантов – лишь очередной этап борьбы за лауреатские места, за право учиться у выдающихся мастеров в других городах и странах, а каникулы – время заниматься часами напролет. Иначе сцену не завоюешь.
Лилия Латыпова